KTA | Дата: Четверг, 12.11.2015, 19:10 | Сообщение # 1 |
Всегда готова помочь
Награды: 0
Репутация: 3
Сообщений: 91
| Автор: Антон Ястремский - 03.11.2015 г. - Перейти к комментариям С августа-сентября 2015 г. в ДНР идет первая волна налоговых проверок, и поскольку в нашей маленькой республике все друг у друга на виду — рано или поздно столкнуться с этой напастью придется каждому. Порядок проведения проверок в ДНР регламентируется все тем же временным положением о налоговой системе. Говорить о какой-то устоявшейся практике еще рано, но обрисовать ситуацию в общих чертах уже можно попытаться. Какие бывают проверки в ДНРИх три основных вида, которые сложно спутать между собой:
- Камеральная — самая безобидная. Вы ее проходите всякий раз, когда сдаете какой-то отчет. Суть камеральной проверки — инспектор не вставая с места и не запрашивая дополнительных данных проводит контроль показателей вашей декларации (проверяет на предмет арифметических ошибок, сопоставляет с ранее поданными отчетами, морщит нос от низкой налоговой нагрузки и т.п. :))
- Выездная — самая жестокая. К вам на офис приезжают люди со строгими лицами, предъявляют документы и я вас поздравляю — на ближайший месяц они у вас полноправные хозяева, все перероют и что-нибудь, да найдут. Но обычно выездная проверка — это чистая условность, и на деле она сводится к невыездной.
- Невыездная — компромисс между выездной и камеральной. Выглядит как письмо с требованием объяснить суть хозяйственной операции и предоставить копии документов.
Основания для проведения проверокЕсли кратко, то проверка проводится по собственному желанию налоговой, каких-либо особых оснований для ее проведения не требуется. Если же серьезно, то: Основания для невыездной проверки- выявленные ошибки в налоговой декларации;
- выявленные несоответствия сведений, предоставленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у контролирующего органа;
- информация, поступающая от граждан, предприятий, других государственных и правоохранительных органов в целях предупреждения минимизации объектов налогообложения;
- выявленные риски уклонения от уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, а также действия, противоречащие интересам Донецкой Народной Республики;
- другие факторы, свидетельствующие о нарушениях действующего законодательства, относящегося к компетенции Министерства доходов и сборов.
Отдельно хочу отметить, что основанием для проверки является «полученная от граждан» информация о «минимизации объекта налогообложения». Возможно, у МДС ДНР какая-то своя, незнакомая мне терминология. Но я всегда считал, что бываетминимизация и уклонение. Уклонение от налогов — это уголовное преступление. А минимизация — это снижение налоговой нагрузки законными методами. Весь бизнес во всем мире занимается минимизацией налогов, а для нас, бухгалтеров, это одна из основных обязанностей. Нет, понятно что проверка — это еще не расстрел и не наказание, это просто проверка. Но указывать основанием для ее проведения совершенно законные действия плательщика — выглядит как-то нелепо. О том, какими растяжимыми понятиями являются «действия, противоречащие интересам Республики» и «другие факторы», я уже промолчу.Добавлено (12.11.2015, 19:08) --------------------------------------------- Основания для выездной проверкиОбщие основания для любой выездной проверки:
- Непредоставление документов для невыездной проверки в течение 5 рабочих дней — одна из самых убойных причин сейчас. Потому что требуют все документы за все время, а когда отвечаешь, что это вагон бумаг, вы вообще нормальные, объем представляете? — говорят, не вопрос. Не хотите везти вагон к нам, приедем к вашему вагону мы;
- Если кто-то настучит проявит гражданскую бдительность, что у вас неофициальные работники / серая зарплата;
- Неподача налоговых деклараций или подача пустых отчетов (!);
- Декларирование убытков более 6 месяцев в течение года (если вам вообще удастся сдать такую декларацию хоть раз);
- Ликвидация предприятия;
- Ну и конечно же, всевозможные «другие факторы», «выявленные риски» и «полученная информация», куда же без них.
Основания для проверки наличия государственной регистрации, лицензий, патентов, а также соблюдения кассовой дисциплины. Проще говоря, чтобы зайти в ваш магазин и проверить как ведется торговля:
- Неподача отчетности по РРО и КУРО, или подача их с прочерками;
- Если кто-то настучал проявил гражданскую бдительность, что вы работаете без регистрации, не выдаете чеки или там сигаретами с алкоголем торгуете не по правилам;
- В случае «необходимости подтверждения права собственности на имущество, товары, грузы и другие объекты». Кто и как определяет эту «необходимость» — неизвестно, так что можно заходить в любой магазин и требовать документы на весь товар.
Основания для проверки ценообразования:
- Если продаете контролируемых товаров более чем на 10 млн рублей в год;
- В случае повышения цен на контролируемые товары более чем на 30% за месяц;
- «Выявление информации о возможных нарушениях по результатам проверки других плательщиков».
Порядок проведения невыездных проверокДля проведения невыездной проверки, налоговая инспекция направляет вам письмо с требованием предоставить документы и пояснения к ним. Обратите внимание, что такое письмо даже не требует подписи начальника налоговой. После получения письма у вас есть 5 дней, чтобы составить мотивированный отказ или предоставить им то, что они просят. Если документы на запрос были предоставлены, налоговая в течение 20 дней их проверяет. Ваше присутствие при этом не обязательно. По итогам проверки составляется либо акт (если выявлены нарушения), либо справка о том, что нарушений не выявлено.Добавлено (12.11.2015, 19:08) --------------------------------------------- Как отказать в предоставлении документов для проверки Отказ, по сути, можно обосновать только одним способом — сославшись на то, что в письме не указано, на основании какого конкретно пункта ст. 66.5.3 проводится проверка, и если это абстрактная «информация от граждан» с «другими факторами», то от кого конкретно и в чем оно конкретно заключается. Конечно, если этого там на самом деле не указано. Универсальный рецепт «как послать проверяющих» дать невозможно — здесь нужно по буквам вчитываться в каждый конкретный запрос, выискивая к чему придраться. Но в принципе, навык утопить любой вопрос в бюрократической волоките позволяет месяцами вести переписку ни о чем, при этом ни на букву не нарушая законодательство. Сразу говорю, что возражения со ссылками на здравый смысл вместо пунктов закона — не имеют эффекта, так что не тратьте зря бумагу. Это относится ко всякого рода балладам о большом объеме документов и дороговизне тонера. Такой ответ будет расценен как необоснованный отказ, после чего ваша проверка станет выездной. Имеет ли смысл вообще накалять обстановку, придираясь к буквам и выискивая основания для отказа? Каждый предприниматель решает для себя сам, это вопрос вашей манеры ведения бизнеса. Лично я с молодости очень переживаю за крепкий здоровый сон налоговых инспекторов, и по возможности оберегаю их от ненужной информации, даже если в документах все на 100% чисто. Кто ни разу не проходил реальных проверок — не стоит думать, что раз у вас идеальный порядок в документах, то можно смело дать людям то, что просят. Иногда можно без последствий. А иногда невинное название контрагента в выписке банка послужит отправной точкой для превращения мелкого запроса в комплексную проверку. Добавлено (12.11.2015, 19:09) --------------------------------------------- Порядок проведения выездных проверокО начале проведения проверки в ДНР вас предупреждать не обязаны. В отличие от Украины, где за 10 дней вручали под подпись письменное уведомление и отсутствие такого уведомления было основанием для законного недопуска проверяющих на предприятие. Я полностью согласен с этим гениальным решением. Долой формальности. О каких вообще предупреждениях может идти речь? Какие 10 дней, когда на носу «информация от граждан», «выявленные риски», еще и «другие факторы» до кучи? Итак, если налоговая инспекция не видит особого смысла присутствовать на вашем офисе — по вашему желанию выездная проверка может проводиться без выезда к вам. Де-факто, она в таком случае сводится к невыездной — вы приносите документы, они проверяют. Но юридически это все равно считается выездной проверкой, нормы для невыездных к ней не применяются. На самом деле, так проходит 90% проверок мелких предприятий — привезли документы, через пару недель забрали назад вместе с актом проверки. Никто обычно к вам не приезжает — делать людям больше нечего, кроме как ехать на офис, где для них случайно не найдется свободного стола, резко сломаются все компьютеры и выключится свет. Если же вы чем-то очень заинтересовали налоговую, и проверка проходит именно с выездом на место, то прежде всего, проверяющие имеют право затребовать паспорта у всех, кого застали по вашему адресу. А у кого при себе нет паспорта — «принять меры к установлению личности». Если в помещении присутствуют граждане, которые не числятся работающими у вас — они обязаны объяснить, кто они такие и с какой целью находятся в вашем офисе в рабочее время. Как понятно, это делается с целью выявления неофициальных работников. Выездная проверка может длиться до 30 дней. На это время мы должны предоставить проверяющим все-все-все документы, которые им захочется изучить, а также «свободный доступ и возможность получения информации из всех бухгалтерских и других компьютерных учетных программ, отражающих хозяйственную деятельность налогоплательщика». То есть, им уже лень анализировать первичные документы — дай им доступ в 1С, чтобы была сразу сводная информация, доступная для исследования в любых разрезах. Ладно, это шутка. Мы же понимаем, что это делается не из лени, а из-за того, что нехорошие предприятия держат в компьютере реальную бухгалтерию — для себя, а на бумаге печатают левую — для налоговой. Так что охотно предоставим, нам скрывать нечего. Только вот компьютеры у нас старые и все время ломаются. А база данных 1С вообще на удаленном сервере. Арендованном у зарубежного хостинг-провайдера. С которым регулярно пропадает связь. Вот например, буквально за минуту до вашего прихода… Добавлено (12.11.2015, 19:09) --------------------------------------------- Это был ответ вымышленного директора вымышленной фирмы. Я к тому, что иногда не вовремя сломавшаяся техника может помешать вам выполнить свои законные обязанности. Так что призываю вас строго соблюдать все требования закона и ни в коем случае не держать базы данных на удаленных серверах, даже если это дешево, дает гарантию сохранности данных и избавляет от необходимости покупать дорогущий сервер и нанимать сисадмина. Также, при проверке обязательно производится осмотр всех помещений и инвентаризация имущества плательщика, налички в кассе, товаров на складе и т.п. Данные инвентаризации потом сравниваются с цифрами из вашей бухгалтерии для выявления неучтенных активов. Так было всегда, и в Украине, и в России, и в ДНР — здесь вопросов нет. Отмазки типа «это личный ноутбук сотрудника, а этот вагон сахара — кладовщика» не проходят. Все, что находится на территории, априори используется в хозяйственной деятельности. При необходимости, производится изъятие документов, которые по мнению проверяющих доказывают нарушение законодательства. Изъятие производится строго под опись, правда, в ДНР вам не обязаны предоставить возможность снять с документов копии перед их изъятием (в Украине обязаны, но все равно не дают). Возврат документов производится также по описи, причем документы должны быть чистыми, без повреждений и следов от заворачивания колбасы. Это если по-книжному. В реальности — изъятие документов зачастую проводилось методом «Какая нафиг опись, какие копии — грузим все бумаги в мешки без разбора, нате распишитесь, претензий не имеете!». Если изъятие происходит с нарушениями закона — обязательно подпишите акт описи «с возражениями». И детально опишите, что в ответ на ваши неоднократные требования включить все изъятые бумаги в опись, этого произведено не было. Постарайтесь зафиксировать происходящее на видео, очень желательно — скрытно (а то слышал я в трамвае историю, как сотрудники, снимавшие действия еще украинской налоговой милиции на телефоны, случайно уронили их и разбили. Все одновременно). Иначе документы, подтверждающие расходы, могут случайно потеряться, и без нормальной описи вы в жизни не докажете, что они существуют и были изъяты. А нет документов — нет валовых расходов — здравствуйте астрономические доначисления налога на прибыль и штрафы. Также мой вам добрый совет — не пожалейте, прямо сегодня обяжите своих сотрудников сканировать все поступающие бумажные документы и хранить их на облачном хранилище типа Google Drive. Либо на флешку и к директору домой. Главное, чтобы не на тех же компьютерах, которые стоят в офисе. Не ждите, пока останетесь без документов — сделайте резервное копирование нормой жизни. В «случае чего» сто раз поблагодарите себя за предусмотрительность. Добавлено (12.11.2015, 19:09) --------------------------------------------- Как не допустить выездную проверку на предприятиеПриказать охране не открывать — глупо и незаконно. За это вам просто выломают дверь и задержат руководителя на 48 часов. Да и охрану быстро успокоит разъяснение, что неподчинение — это административка, а сопротивление — уже уголовка. Я же учу читателей отстаивать свои интересы исключительно законными способами, и лишь изредка могу упомянуть вымышленные примеры нехороших людей, чтобы лучше было понятно, как делать не надо. Доступ господ проверяющих на вашу территорию осуществляется строго по предъявлении ими служебных удостоверений и направления на проверку. Важная деталь: удостоверения предъявляют все участники перфоманса. Не один главный, не двое предъявили, а третий «с нами» — а все без исключения присутствующие. Это принципиальный момент, ни в коем случае его не игнорируйте, настаивайте на своем (некоторых это страшно бесит). Либо чел предъявляет удостоверение, и вы демонстративно переписываете все данные с него, либо он немедленно покидает помещение. Не хочет делать ни того, ни другого — вызываете полицию, т.к. это уже не налоговая проверка, это вторжение неизвестных лиц на частную территорию. Зачем это надо? Затем, что у нормальных людей просьба показать служебное удостоверение не вызывает никаких возражений. А если с этим возникают какие-то проблемы — дальше с человеком разговаривать не о чем. В «случае чего» не будем знать, на кого жаловаться. Направление на проверку. С ним вас обязаны ознакомить, о чем вы распишитесь на его обратной стороне. Не подписывайте механически, проверяйте каждый пункт. Ошибки в названиях предприятий, кодах, фамилиях — не такая редкость, как может показаться. А любая ошибка в направлении — законный повод не допустить господ к проверке. Потому что вы пришли на ООО «Вектор плюс», а направление у вас — на проверку ООО «Вектор-плюс». Другое название, здесь такой фирмы нет. Пример анекдотический? А это их проблемы, формально мы правы. Пока будут бегать переделывать бумаги — у нас есть время собраться с мыслями и попросить бухгалтера лишний раз убедиться, насколько в бухгалтерии все хорошо. Естественно, если вы и так уверены, что все просто замечательно — можно не придираться к мелочам и не устраивать этот цирк. Можно вообще ничего не делать, если у вас много лишних денег и не интересует результат. Отдельный вопрос — выездная проверка частного предпринимателя по домашнему адресу. В принципе, к себе домой имеете право не пускать проверяющих без объяснения причин. Но ваш отказ является основанием для отмены государственной регистрации частного предпринимателя, так что решайте сами. К счастью, это снова теория, а на практике никому не сдалось приезжать к вам домой, если только вы сами не упретесь рогом, что «документы к вам везти не обязан, а офиса у меня нет, работаю дома». Тогда приедут домой, не пустите — отменят регистрацию. Наверное. Я ни разу не слышал, чтобы частного предпринимателя проверяли по домашнему адресу и даже не знаю, что для этого нужно нарушить. Обычно либо проверяют по месту ведения деятельности (магазин/склад/производство/что там у вас), либо просят привезти бумаги в налоговую да и все. Добавлено (12.11.2015, 19:09) --------------------------------------------- Акт проверки и возражения к немуТеоретически, у вас могут не найти никаких нарушений и выдать вам справку об этом. Но на практике этот вариант крайне маловероятен по всем понятным причинам. К тому же, что делать, если у вас все хорошо, вы как-нибудь без меня разберетесь :) Так что поговорим о том, что делать, когда все плохо. Чего делать точно не надо, так это отказываться подписывать акт проверки, рвать его и совершать прочие необдуманные поступки. Потому что составят акт отказа от подписи — юридически это будет абсолютно равносильно подписанию вами акта и только осложнит дальнейшую защиту. Следовательно, акт всегда нужно подписывать. Я даже больше скажу — акт проверки всегда нужно подписывать только «с возражениями». Даже если у вас нет никаких идей, что возражать — на подачу возражений дается 5 дней, будет время подумать. Затем еще 5 рабочих дней занимает рассмотрение. Шанс небольшой, но зачем им пренебрегать? Кроме того, у вас есть право лично присутствовать при рассмотрении. Это желание вы должны явным образом обозначить в тексте возражений, и обязательно это сделайте, иначе результат рассмотрения я вам могу сказать и так. В конечном итоге, через 5 рабочих дней после рассмотрения возражений (или подписания акта без возражений), принимается окончательное решение о доначислении сумм налогов и применении штрафных санкций. Такие решения тоже можно и нужно оспаривать, но это уже совсем другая история. Добавлено (12.11.2015, 19:10) --------------------------------------------- СПАСИБО АВТОРУ
Сообщение отредактировал KTA - Четверг, 12.11.2015, 19:07 |
|
| |